Летняя школа проводится на базе Дома отдыха МГУ имени М.В.Ломоносова «Красновидово»
Участников Летней школы ждут волейбол, шахматы, настольные игры, киноклуб, музыкальные вечера, театральные постановки
Когда?
Летняя школа проводится в две смены: с 27 июля по 2 августа (1-я смена) и со 2 по 8 августа (2-я смена).
Программа Летней школы, 1 смена
Смена проходила с 27 июля по 2 августа 2022 года
27 июля 2022
Открытие Летней школы
28 июля 2022
Множества Кантора, фракталы и размерность
Михаил Геннадьевич Плотников — профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Обсуждаются подходы Минковского и Хаусдорфа для определения размерности и близких характеристик произвольных множеств в конечномерном евклидовом пространстве. Фракталы как множества с самоподобной структурой удобны для демонстрации идей, связанных с понятием размерности. Вычисляются размерности Хаусдорфа и Минковского ряда модельных фракталов.
28 июля 2022
Операционный метод в исчислении конечных разностей
Степин Станислав Анатольевич — профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Функции от оператора дифференцирования и взятия разности, и соответствующие формальные символьные вычисления используются для получения некоторых формул теории квадратур и интерполяции. На этом пути, отправляясь от формулы Тейлора, можно вывести квадратурную формулу Эйлера-Маклорена и формулу Грегори, выражающую производную функции через ее конечные разности.
28 июля 2022
Матричные функции
Владимир Владимирович Палин — старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук.
Рассматривается матричное квадратное уравнение и обсуждаются различные подходы к его решению: алгебраический, геометрический и аналитический. Согласованность результатов аналитического и алгебраического подходов служит мотивацией для введения матричных функций как результатов суммирования соответствующих рядов. На этом пути строится матричная экспонента и устанавливаются её фундаментальные свойства.
29 июля 2022
Дискретные и непрерывные модели
Алексей Владиславович Боровских — профессор кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Соприкосновение с проблемой дифференциального исчисления как проблемой разработки средств мышления в её развитии от апорий бесконечного, метода исчерпывания Архимеда, метода неделимых Кавальери, через идеализацию бесконечно малой величины к современной технике вывода дифференциальных уравнений на языке дифференциалов.
29 июля 2022
Чебышёвские множества и солнца
Алексей Ростиславович Алимов — ведущий научный сотрудник лаборатории вычислительных методов механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Чебышёвские множества в метрическом пространстве характеризуются свойством существования и единственности элемента наилучшего приближения. В свою очередь, солнца и близкие к ним множества обладают теми или иными свойствами отделимости. Обсуждаются основные свойства таких множеств, разбираются многочисленные примеры и возникающие здесь задачи.
31 июля 2022
Дифференциальные уравнения: метафоры и понятия
Алексей Владиславович Боровских — профессор кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Рассказ о том, как из неправильных предположений выводились правильные уравнения, как неверные посылки приводили к верным выводам, как рушились основания, исходя из которых строились модели, а модели оставались, находя для себя другие основания.
29 июля 2022
Производящие функции
Сергей Александрович Гриценко — профессор кафедры математических и компьютерных методов анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Метод производящих функций позволяет сводить задачи из теории чисел (а также теории вероятностей и комбинаторики) к задачам анализа. В ряде случаев оказывается, что для аналитической переформулировки исследуемой задачи, полученной этим методом, удаётся найти точное решение. Метод демонстрируется на некоторых классических задачах аналитической теории чисел.
30 июля 2022
Два сюжета из двоичного анализа
Михаил Геннадьевич Плотников — профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Одна из известных открытых проблем дискретной математики — проблема существования матриц Адамара произвольного порядка, кратного 4. В бесконечномерном случае аналогом векторов, образующих матрицу Адамара, являются функции Уолша. Обсуждаются основные свойства таких функций и возможность закодировать их в виде последовательности некоторых матриц Адамара.
30 июля 2022
Качественные свойства интегральных кривых уравнения Ньютона
Степин Станислав Анатольевич — профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Для автономного обыкновенного дифференциального уравнения второго порядка проводится детальное изучение и описание структуры пучка интегральных кривых. Определяются участки монотонности, выпуклости/вогнутости, точки перегиба, исследуются осцилляционные свойства и сепаратрисы, которые разделяют подмножества кривых рассматриваемого семейства, имеющих сходное качественное поведение.
30 июля 2022
Некоторые экстремальные задачи для многочленов
Константин Сергеевич Рютин — доцент кафедры общих проблем управления механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук.
Обсуждается известная теорема П. Л. Чебышева об альтернансе и примыкающий к ней круг вопросов, в том числе экстремальные свойства полиномов Чебышева, а также проблематика, связанная с неравенством Ремеза. В качестве приложений рассматривается целый ряд примеров и модельных задач, призванных дополнить и проиллюстрировать изложенный материал.
31 июля 2022
Введение в круговой метод
Дмитрий Викторович Горяшин — доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук.
Круговой метод в теории чисел является развитием метода производящих функций и предназначен для решения аддитивных задач. Его использование позволило в свое время решить ряд сложных задач теории чисел (в частности, этим методом И. М. Виноградов решил тернарную проблему Гольдбаха). На модельном примере демонстрируется применение и основные принципы этого метода.
31 июля 2022
Аппроксимативные свойства множеств
Алексей Ростиславович Алимов — ведущий научный сотрудник лаборатории вычислительных методов механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
В середине XIX века П. Л. Чебышев ввёл важное понятие наилучшего приближения и систематически использовал его в различных приложениях. В дальнейшем понятия величины и элемента наилучшего приближения были перенесены на общие нормированные пространства и стали исходным пунктом геометрической теории приближений. В этом контексте важную роль играют аппроксимативные свойства множеств, о которых пойдёт речь.
1 августа 2022
Неподвижные точки и сжимающие отображения
Степин Станислав Анатольевич — профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук.
Среди неподвижных точек отображений прямой в себя выделяются притягивающие и отталкивающие в смысле сходимости соответствующего итерационного процесса. В этом контексте обсуждается вопрос о способах отыскания и эффективной локализации неподвижных точек сжимающих отображений с использованием метода последовательных приближений.
Участники 1 смены Летней школы по математике для студентов мехмата МГУ 2022
Участники 1 смены Летней школы по математике для студентов мехмата МГУ 2022 - на открытии школы
Лекция профессора Николая Петровича Долбилина
Профессор Степин Станислав Анатольевич принимает задачи у студентов
Студенты сдают задачи профессору Сергею Александровичу Гриценко и доценту Дмитрию Викторовичу Горяшину
Задачи принимает профессор Алексей Владиславович Боровских
Участники Летней школы на открытии
Профессор Степин Станислав Анатольевич на открытии Летней школы
Профессор Сергей Александрович Гриценко, декан мехмата Андрей Игоревич Шафаревич, заместитель декана по учебной работе Михаил Юрьевич Попеленский
Математическая игра
Лекция Алексея Ростиславовича Алимова
Лекция Владимира Владимировича Палина
Профессор Степин Станислав Анатольевич со студентами
Профессор Михаил Геннадьевич Плотников принимает задачи
Профессора Сергей Александрович Гриценко, Станислав Анатольевич Степин и Алексей Владиславович Боровских
Доцент Дмитрий Викторович Горяшин, профессор Сергей Александрович Гриценко и студент Иван Михайлов
Лекция профессора Ирины Викторовны Асташовой
Лекция Сергея Александровича Гайфуллина
Летняя школа по математике для студентов мехмата МГУ 2022
Послеобеденный сон
Студенты и преподаватели мехмата МГУ - участники 2 смены
Программный комитет
Шафаревич Андрей Игоревич
профессор кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, декан механико-математического факультета МГУ (председатель)
Иванов Александр Олегович
профессор кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, заместитель декана по научной работе
Плотников Михаил Геннадьевич
профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук
Стёпин Станислав Анатольевич
профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук
Бегунц Александр Владимирович
доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук
Организационный комитет
Попеленский Михаил Юрьевич
сопредседатель
доцент кафедры прикладной механики и управления механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук, заместитель декана по учебной работе
Подольский Владимир Евгеньевич
сопредседатель
профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, исполнительный директор Московского центра фундаментальной и прикладной математики
Бегунц Александр Владимирович
координатор 1 смены
доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук
Кибкало Владислав Александрович
координатор 2 смены
ассистент кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук
Алферова Елена Дмитриевна
доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук
Шилкова Вера Владимировна
специалист по учебно-методической работе 1 категории, инспектор 1 курса
Отзывы участников Летней школы
Орфография и пунктуация авторов отзывов сохранены.
Атмосфера прикольная вышла по итогу, за что в очередной раз выражу благодарность. Попрошу как-нибудь таки пересмотреть баланс лекций и, если возможно, перевести их скорее в семинарский тип и включить научпоп лекции. По активностям зачёт, всё понравилось.
Вообще система открытого общения с преподавателями хорошая и ребята здесь классные. Главное не оставлять идею летней школы мехмата и развивать её дальше. Думаю дальше будет всё ещё круче:)
Сохраняйте традицию конвертиков с пожеланиями, это прекрасная идея. Школа была очень хорошо организована, очень жду следующее лето.
Мне понравилось. Каждый из преподов запомнился в хорошем и прекрасном ключе (тут стоит уточнить — важную роль сыграл тот факт, что каждый студент мог взаимодействовать со всеми взрослыми минимум дважды, а не условно «разок посмотреть со стороны»). Хочется выделить — понравилось, что получилось познакомиться с преподавателями чуть лучше, чем просто поверхностно. на общем знакомстве, во время разных пар (в том числе, когда преподаватель был в роли ассистента), во время мат общения — каждый раскрывался по-новому. Отдельное спасибо Александру Владимировичу и Елене Дмитриевне за то, что они были на связи по любым вопросам. и за такой большой вклад в организацию этого чуда.
Лично мне не хватило общения именно преподавателей со студентами (ну, то есть мной). Не в обратную сторону. Возможностей, например, выйти к доске и с помощью преподавателя решить задачу, чтобы хорошо разобраться в теме лекции. Поэтому я и предлагаю сразу одним занятием проводить лекцию (60 минут) и мат. общение по ней (30−45 минут). А после лекций параллельно с каким-то общими (не уникальными, как мастер-класс или квест, а обычными, как игра в футбол или купание) не учебными активностями предложить студентам сдавать задачи (то есть такое «общее» мат. общение, поскольку оно сразу по всем темам и в более свободной атмосфере).